?

Log in

No account? Create an account
Сочинение про вертолеты - Логово программиста
October 31st, 2004
12:13 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Сочинение про вертолеты
Давно хотел написать заметку о вертолетах. Причем не о вертолетах вообще, а о вертолетах, разработанных в КБ М.И. Миля.

Как-то с детства сформировалось убеждение, что "Ми" -- это вертолеты "классической" формы, а вот вертолеты Камова -- нечто более оригинальное. И действительно, вертолеты с одним несущим винтом и одним хвостовым делает весь мир, а конструкция с двумя соосными несущими винтами уникальна именно для машин марки "Ка".

Однако годы наблюдений и раздумий привели к выводу, что едва ли справедливо считать детища Миля менее оригинальными. Даже хотел написать о чем-то вроде "давайте посмотрим на вертолеты Миля -- классическая вроде схема, а сколько в рамках ее интересных решений". И написал бы, но решил сперва почитать в том же инете характеристики столь понравившихся мне вертолетов. Результат меня несколько удивил -- все оказалось не совсем так, как мне казалось раньше, а… гораздо интереснее.



Во-первых, меня всегда удивляло, почему из машин, создававшихся при жизни самого М.И. Миля до нас дошли, в общем-то, только "самые классические" Ми-2 и Ми-8. А как же Ми-1, Ми-4, Ми-6 и Ми-10? Особенно, почему-то, переживал за Ми-4. В самом деле, машина имеет очень специфическую конструкцию -- единственных двигатель спереди, как у грузовика, а кабина… НАД салоном, на втором этаже. Мне почему-то и в голову не приходило, что Ми-4 просто очень старая конструкция, старше Ми-2 (а вот не надо сортировать модели по возрастанию индексов!). Мало того, столь оригинальную компоновку придумал не Миль, а Сикорский (для вертолета "S-55"). И тогда она была не более и не менее оригинальна, чем любая другая -- "классических" вертолетных форм тогда еще не просто не было. Справедливости ради стоит отметить, что "Ми-4" не является копией "S-55". Во-первых, у нашего вертолета была выше грузоподъемность, а, во-вторых, это был первый вертолет с раскрывающейся задней часть фюзеляжа (куда мог въехать джип ГАЗ-67 или ГАЗ-69) -- теперь без этого представить современный грузовой вертолет просто невозможно.

А вот Ми-1 был действительно первый серийный отечественный вертолет. И спроектирован он был в 1948 году. Чего удивляться, что до наших дней он не долетел? (Кстати, если кто помнит "Полосатый рейс", то "иностранный укротитель", вызванный для усмирения разбежавшихся по кораблю тигров, прилетел (и тут же в страхе улетел) именно на "Ми-1").

А "Ми-2" и "Ми-8" создавались в начале 1960-х годов. Их строили с учетом богатейшего опыта, полученного при разработке ранних моделей.

"Ми-2" (поклонники творчества Г.Данелиа и В.Кикабидзе хорошо знают эту машину по фильму "Мимино"; кстати, в этом же фильме в эпизоде снялся и "Ми-4") тоже, оказывается, был в чем-то "самый первый". Это был первый вертолет малого класса с двумя двигателями (потому у него такая здоровая "бочка" над салоном).

Титул "самого классического" вертолета можно присвоить "Ми-8". Этакий автомат Калашникова отечественного вертолетостроения. Вместо того, чтобы рассказывать, сколько у него модификаций, и во скольких странах он известен (уверен, что печатных и электронных ресурсов с подобной информацией пруд пруди), лучше скажу, что это единственный вертолет, на котором мне посчастливилось хоть немного полетать. Питер из открытого (!) иллюминатора вертолета выглядит просто обалденно!

Вертолет "Ми-6". Казалось бы, ничего особенного. Этакая грузовая туша. Типа "Ми-8", но "сильно увелич." Однако и тут много оригинального. Создавать вертолеты такой грузоподъемности тогда не умели. Надо понимать, что если самолет "держится за воздух" жестко прикрепленными к фюзеляжу крыльями, то вертолет, можно сказать, висит на ниточке -- винт-то крепится к нему в одной точке! Разработать надежный винт и подходящую "ниточку" было одной из многих задач, которые пришлось решать при создании вертолета. Из внешних особенностей можно отметить наличие коротеньких крылышек по бокам фюзеляжа. Крылышки-то маленькие, но, как оказалось, в горизонтальном полете снижали нагрузку на винт на 20%! Так что, оказывается, и вертолету нужны крылья! Однако же "Ми-6" использовался еще и как летающий кран. В этом случае от крыльев только вред -- дополнительный груз. Поэтому крылышки сделали съемными.

Пожалуй, одной из самых оригинальных (на мой субъективный вкус, конечно), можно считать конструкцию летающего крана "Ми-10". В отличие от "Ми-6", от которого он унаследовал много деталей и узлов, "Ми-10" имел вытянутый сигарообразный фюзеляж на четырех высоченных опорах шасси (высота вертолета составила 7.8 метра!). Между опорами крепилась грузовая платформа, на которой мог уместиться автобус или грузовик. Чуть позже появилась модификация "Ми-10К". Шасси стали покороче (автобус между стойками уже не помещался), зато появилась другая особенность — дополнительная кабина под фюзеляжем, да еще развернутая задом наперед. Во время выполнения строительно-монтажных работ один из пилотов мог спуститься в эту подвесную кабину и управлять вертолетом, наблюдая за подвешенным под брюхом вертолета грузом.

Во времена моего детства на территории телестудии на Шаболовке рядом с шедевром инженера Шухова стояла еще одна башня — телевизионная. Как и шуховская, она уже не использовалась по назначению. А поскольку, в отличие от соседки, на памятник инженерной мысли она не тянула, решено было ее разобрать. Так вот, разбирали ее вертолетом "Ми-10К". Газеты тогда печатали заметки о том, как проходила эта уникальная операция. В частности, были опубликованы фотографии как самого вертолета, зависшего в пугающей близости от обеих башен, так и "интерьера" его кабины. Через люк в полу было видно голову сидящего в подвесной кабине пилота-крановщика.

Почему-то столь оригинальная конструкция не применялась на более поздних моделях. В наши дни, если я ничего не путаю, эксплуатируется только один тяжелый вертолет — "Ми-26" (внешне он похож на "Ми-6", но крупнее). Он предназначен в первую очередь для перевозки грузов внутри фюзеляжа, но может использоваться и как летающий кран. Несколько лет назад видел рекламный плакат — "Ми-26" несет подвешенный под брюхо фюзеляж отслужившего свое вертолета "Ми-10". Понятно, что имели в виду создатели плаката, но старичка "Ми-10" было жалко.

Единственный раз КБ Миля отступило от классических форм. И создало самый большой (и грузоподъемный) вертолет в мире — "В-12". Где-то было сказано, что среди предполагаемых задач для этого монстра была транспортировка составных частей баллистических ракет. Вертолет имеет два несущих винта, расположенных на концах крыльев. О размерах вертолета можно судить по нижеследующей фотографии — под его крыльями можно спрятать по боевому истребителю. В серию, правда, машина не пошла (кажется, было изготовлено всего два экземпляра), однако наставила кучу рекордов по грузоподъемности, которые не превзойдены до сих пор (возможности самого большого в мире серийного вертолета "Ми-26" несколько скромнее). Вертолет имеет еще одну особенность — двухэтажную кабину. Зачем она нужна, и что там находится на втором этаже, мне узнать не удалось.

Ну вот, похоже, и все, что я хотел рассказать. Боевые вертолеты — это отдельная тема, про них как-нибудь в другой раз.


Эти фотографии сделаны в музее ВВС в Монино.



Вертолеты "Ми-4" и "Ми-10".
Mi-4 & Mi-10





Вертолет "В-12".
V-12



А для пытливых умов у меня есть два вопросика:
1. Отступало ли когда-нибудь КБ Камова от своей схемы (два соосных несущих винта)?
2. Какое еще известное в СССР КБ, специализирующееся на самолетах, создавало вертолеты?

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:egorius
Date:October 31st, 2004 02:39 am (UTC)
(Link)
Теперь-то быть пытливым умом просто — написал пару слов в ъндексе, и получи ответ. Вот раньше пришлось бы лезть на верхнюю полку, сдувать пыль с подшивки «Техники-молодёжи» и долго, но с удовольствием листать страницы… :)
[User Picture]
From:d_byzero
Date:November 1st, 2004 05:03 am (UTC)
(Link)
Дык какой ответ-то? :-)
[User Picture]
From:egorius
Date:November 1st, 2004 01:21 pm (UTC)
(Link)
Дык на первый вопрос ты и сам ответил, а на второй — Як. Попал?
[User Picture]
From:hardsign
Date:November 1st, 2004 09:52 pm (UTC)

хрен-то там-то

(Link)
"Единственный раз КБ Миля отступило от классических форм", - пишет уважаемый автор. А контрольный вопрос - про КБ Камова. Чуешъ разницу?
[User Picture]
From:d_byzero
Date:November 2nd, 2004 12:01 am (UTC)

Re: хрен-то там-то

(Link)
Вот-вот :-)
[User Picture]
From:d_byzero
Date:November 1st, 2004 11:58 pm (UTC)
(Link)
Второй -- попал, а в первом случае я про Камова спрашивал.
[User Picture]
From:egorius
Date:November 2nd, 2004 02:19 pm (UTC)
(Link)
Ну вы зануды, мужики :)
Хорошо же… Если не считать смутные довоенные годы, то отмечу экспериментальную модель Ка-22 и проекты Ка-34 и Ка-35 поперечной схемы с несущими и тянущими винтами (у последней модели предполагались турбореактивные маршевые двигатели), проект автожира для сельскохозяйственных работ, проект В-50 продольной схемы, Ка-60 «Касатка» и Ка-62 одновинтовой схемы с рулевым винтом, а также проект Ка-118 одновинтовой схемы без рулевого винта.
[User Picture]
From:d_byzero
Date:November 2nd, 2004 11:42 pm (UTC)
(Link)
Да, мы такие!

Кстати, из твоего коммента я узнал много нового (или хорошо забытого) и интересного. Спасибо. А так для меня было достаточно и одного Ка-60. Кстати, это, по-моему, едва ли не первый отечественный вертолет с ныне довольно модным расположением хвостового винта -- в "дырке" стаблилизатора, что делает его похожим на оконный вентилятор.
[User Picture]
From:hardsign
Date:November 1st, 2004 09:54 pm (UTC)

Вот ещё фотка в тему

(Link)
[User Picture]
From:d_byzero
Date:November 2nd, 2004 12:03 am (UTC)

Re: Вот ещё фотка в тему

(Link)
Угу. Кстати, если даже это и монтаж, то в реале Ми-26 на такое действительно способен.
Powered by LiveJournal.com